В середине первого тысячелетия до нашей эры – удивительную эпоху, которой Карл Ясперс назвал осевым временем – в наиболее развитых культурах Древнего Мира традиционная мораль вышла на принципиально новый уровень, получив философское переосмысление и оформившись в виде этических систем. Одним из крупнейших центров «нравственного творчества» стал древний Китай, в котором в одно и то же время существовало сразу несколько конкурирующих друг с другом этических учений.
Нашу первую встречу мы посвятим рассмотрению этических систем, лежащих в основании буддизма, даосизма и конфуцианства. Рассмотрим моральные парадоксы чань-буддизма, поговорим об этических нюансах даосского отношения к жизни, обсудим особенности нравственного идеала, представленного Конфуцием и его учениками.
Материалом для нас послужат:
- Конфуций. Суждения и беседы. СПб.: Кристалл, 2001.
- Лао цзы. Дао де Цзин. М.: Вагриус, 1996.
- Религиозные традиции мира. В двух томах. Том 2. М.: Крон-пресс, 1996.
- Судзуки Д.Т. Очерки о дзен-буддизме. Часть вторая. СПб.: Наука, 2004.