Стремительное крушение античной полисной системы и расширение пределов Ойкумены в результате завоеваний Александра Великого поставили вопрос об универсальном моральном порядке, не зависящем от национальной принадлежности человека, его места рождения и религиозных убеждений. У новых философских школ Древней Греции – киников, эпикурейцев и стоиков – главной целью становится построение универсальных этических систем, позволяющих жить в соответствии с этим общемировым законом.
Наша очередная встреча будет посвящена философским школам поздней классики. Мы рассмотрим этические принципы, лежащие в основе аскезы Антисфена и Диогена Синопского, узнаем, что понимал под наслаждением Эпикур и чем его учение отличается от гедонизма, обсудим глубинную онтологическую основу фатализма стоиков.
Материалом для нас послужат:
- Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. М.: Наука, 1984.
- Диоген Лаэртий. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1998.
- Фрагменты ранних стоиков. М.: ГЛК, 1998.