Как работает наша память? Лучше всех ответил на этот вопрос французский философ Анри Бергсон, который изначально вообще не планировал заниматься изучением человеческой памяти.
Он обнаружил, что мы не можем сказать, имеем ли мы дело с реальностью или фантазией, и не сможем отличить одно от другого, если не понимаем, что значит запоминать и вспоминать нечто.
Бергсон в своей работе пишет просто, иллюстрируя механизмы работы памяти знакомыми всем и наглядными примерами. Например, разбирает, что происходит, когда мы учим стихотворение. Он показывает, что запоминание и воспоминание представляют собой два самостоятельных вида памяти, работающих хотя и в связи друг с другом, но на различных основаниях. И только один из них оказывается специфичен для человека. Казалось бы, его и следует развивать в первую очередь. Но не всё так просто.
Мы посчитали, что будет интересно посмотреть, какие модели человека формируются в философии Бергсона в случае развития только одного из видов памяти, существуют ли у этих моделей какие-то аналоги в действительности и действительно ли «истинная память» является основанием человечности.
Лектор — Дарья Козолупенко, доктор философских наук, профессор кафедры философии образования философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.