Периоды Асука (VI-VIII вв.) и Нара (VIII в.) традиционно относятся к эпохе японской Древности, хотя для многих культур Востока это время было уже периодом процветания и осмысления тысячелетнего культурного опыта. Принятие буддизма, строительство грандиозных монастырей и создание монументальных скульптур, великолепных религиозных свитков и стенных росписей Японии, всё это – влияние великого континентального соседа, Китая.
Как воспринимали японские мастера китайские образцы? Было ли китайское влияние единственным? Как зарождающаяся художественная культура страны Ямато, древней Японии, осознавала и усваивала столь мощное воздействие старших соседей? Японии нужно было время для присвоения когда-то чужих идей и художественных форм, для их укоренения на местной почве и постепенного прорастания в местную культуру. В сокровищнице японских правителей собирались памятники иноземного искусства, ставшие образцами для местных мастеров. Постепенно усваивались и совершенствовались сложные техники бронзового литья, лакового производства и живописи.
О трудном процессе становления ранней японской культуры рассказывают не только великолепные храмовые ансамбли, но и портреты правителей, буддийских учителей и подвижников, а также редкие сохранившиеся памятники прикладного искусства. О японской Древности мы поговорим на первой лекции цикла.