«На последнем дыхании» — полнометражный дебют Жана Люка Годара 1959 года с Жаном Полем Бельмондо в главной роли.
Влиятельный американский кинокритик Роджер Эберт назвал эту кинокартину лучшим дебютом в истории кино со времен «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса. Годаровская работа «На последнем дыхании» — альфа и омега «французской новой волны», эталонный фильм данного направления. Всякое первое знакомство с «новой волной» (и не только французской, но и немецкой, и японской…) следует начинать именно с этого фильма, так как и погружение в эту тему, и любое серьезное исследование «новой волны» не обходится без анализа и многочисленного упоминания кинокартины «На последнем дыхании». Сюжетная линия состоит из кинематографических клише голливудских фильмов в жанре нуар, главный герой копирует поведение и повадки голливудских киногероев, не обходится и без автоцитации и отсылок к соратникам по французскому киноцеху и единомышленникам по «новой волне». Явленный уже во всей своей красе посмодернистский пастиш (а это, напомним, еще лишь 1959 год) создается не только засчет киноаллюзий: также в кадре мелькают картины Пикассо и Ренуара, звучит музыка Моцарта, обсуждается книга Фолкнера «Дикие пальмы», упоминается Дилан Томас… В общем это тот самый фильм, который рекомендуется… да нет! — который должен смотреть и пересматривать каждый синефил, каждый зритель, считающий себя разбирающимся в кино, а также каждый желающий разбираться.
Лектор - Дмитрий Поздняков - киновед, журналист