Лекция посвящена тем биологическим потребностям, которые пока еще не подвергались специальному рассмотрению. Мы поговорим о программах груминга (ухода за телом) и экономии сил, рассмотрим игровое поведение, радость движений и, более детально, потребность в свободе. Понятие «рефлекса свободы» академик И.П. Павлов ввел еще сто лет назад, подчеркнув значимость этого феномена в жизни человека и всех высокоразвитых животных. Во второй части лекции будет дан обзор «нейрохимии положительных и отрицательных эмоций». Мы кратко рассмотрим вещества-медиаторы, выделяемые нейронами в те моменты, когда потребность удается либо не удается удовлетворить. Действие таких молекул является основой процессов обучения (формирования долговременной памяти). Кроме того, исследование "медиаторов удовольствия" чрезвычайно значимо для понимания механизмов наркотической зависимости.