"Для росписей Врубеля пришлось бы и храм «в совершенно особом стиле строить", подытожил художественный критик Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой Владимирского собора в Киеве. Отвергнутые эскизы фресок, поразившие современников своей оригинальностью, стали первыми шагами на пути становления русского модерна. Отдельный павильон для панно Врубеля «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович» был вынужден построить впоследствии куратор художественно-оформительских работ Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки меценат Савва Мамонтов. Майоликовое панно «Принцесса Грёза» по сей день украшает здание «Метрополя», созданное пионером московского модерна Л.Н. Кекушевым. В 1890 году Врубель пишет полуобнаженного, крылатого Демона на фоне заката. «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый» «задумчиво смотрит на цветущую поляну, с которой протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». «Демон поверженный», погубивший самого Врубеля, написан в духе модерна более других картин художника.
Преподаватель: Анна Никифорова — Редактор в Фонде развития правовой культуры. Автор статей, посвящённых искусству и праву, в настоящий момент Анна работает над диссертацией, освещающей взаимосвязь изобразительного искусства прерафаэлитов и поэзии Альфреда Теннисона. Для более полного понимания творчества художников, эстетики Джона Рёскина она посетила крупнейшие музеи Великобритании и местности, где создавались полотна художников-прерафаэлитов.