Лекция из цикла «Модерн. На рубеже веков»
Для росписей Врубеля пришлось бы и храм «в совершенно особом стиле» стиле строить, подытожил художественный критик Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой Владимирского собора в Киеве. Отвергнутые эскизы фресок, поразившие современников своей оригинальностью, стали первыми шагами на пути становления русского модерна. Отдельный павильон для панно Врубеля «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» был вынужден построить впоследствии куратор художественно-оформительских работ Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки меценат Савва Мамонтов. Майоликовое панно «Принцесса Греза» по сей день украшает здание «Метрополя», созданное пионером московского модерна Л.Н. Кекушевым. В 1890 году Врубель пишет полуобнаженного, крылатого Демона на фоне заката. «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый» «задумчиво смотрит на цветущую поляну, с которой протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». «Демон поверженный», погубивший самого Врубеля, написан в духе модерна более других картин художника.