К романам маркиза де Сада можно относиться по-разному. Кто-то считает их ординарным порнографическим чтивом, кто-то видит в них художественно оформленную энциклопедию извращений, кто-то обнаруживает исток обширной литературной традиции, простирающейся от Шарля Бодлера до Уильяма Берроуза. Но, прежде чем разделить ту или иную стратегию толкования, стоит поставить вопрос: Как вообще читать де Сада? Какова архитектура его произведений? Какова топология и ритмика его письма?
В этот раз мы рассмотрим ключевые вопросы внутренней организации садовской литературы. В качестве формообразующего принципа нашего исследования выступит концепция механического театра — театра, где нет живых персонажей, а все роли разыгрываются человекообразными куклами. Образ театра наслаждения поможет нам понять, по каким законам строятся садовские фантасмагории и для чего, в конце концов, Сад пишет свои романы.