Эмпириокритицизм считается вторым этапом эволюции позитивизма. На данном этапе в центре внимания исследователей оказывается сам механизм научного постижения действительности. Развивая базовое позитивистское утверждение непрерывности опыта, эмпириокритики пытались устранить исходный картезианский разрыв между субъектом и объектом познания, попутно очищая зёрна позитивной науки от плевел метафизики.
В этот раз мы обратимся к оригинальной философии науки, предложенной Эрнестом Махом и Рихардом Авенариусом. Рассмотрим, как эмпириокритики понимали структуру научного познания, как оценивали возможность беспредпосылочного знания, избавленного от различного рода «идолов» (тезисы Френсиса Бэкона). Отметим также влияние, которое эмпириокритицизм оказал на крупнейших учёных начала века, и обсудим острейшую дискуссию, которая развернулась между эмпириокритиками и представителями диалектического материализма.
Лектор – Андрей Гасилин. Магистр философии, выпускник философского факультета РГГУ. Круг научных интересов: теория познания, философия науки и техники, социальная философия, философия культуры. Читает авторские курсы по истории и современным проблемам философии.