В Малом зале Дома кино будут показаны документальные фильмы А. Пелешяна - великого российского и армянского кинодокументалиста, которого называют «живой легендой кинематографии»:
- «Начало» 10 мин., киностудия ВГИК, 1967 г.
- «Обитатели» (10 мин., Беларусьфильм, 1970 г. )
- «Времена года» (30 мин., Телефильм, Ереван, 1975 г.)
- «Конец» (10 мин., студия «Айк и Пелешян», 1992 г.)
- «Жизнь» (10 мин., «Армянфильм и Пелешян», 1993 г.)
Артавазд Ашотович Пелешян в 1963-1967 учился на режиссерском факультете ВГИК (мастерская Л. Кристи) и уже студенческие фильмы принесли ему мировую известность. Он - автор ряда теоретических работ, среди которых "Дистанционный монтаж" является новым шагом в развитии монтажных теорий в кино. «Его учитель Леонид Кристи говорил о том, что в документальном кино ни до, ни после Пелешяна не происходило ничего более значимого, Параджанов называл его «одним из немногих подлинных киногениев», а Сокуров — одним из своих учителей…» А. Артамонов
Фильмы А. Пелешяна - о вечном, все – через человека – о человечестве. Их можно назвать экспериментальными с особым, «объективным» взгляд на реальность, которому присуще полное растворение в духовности бытия. «Это то, к чему я стремлюсь, к чему стремится каждый человек, всё человечество: человечность… возвысить, одухотворить мечты и желания человеческие», — признался Артавазд Пелешян в интервью с МакДоналдом, обозревателем журнала «A Critical Cinema 3».
Величие кинематографа Пелешяна в том, что он целиком и полностью построен на интуитивных ассоциациях. «Не встаёт вопрос о понимании кино разумом, понимание случается с тобой где-то в области сердца, как это всегда случается при встрече с великими произведениями искусства», — пишет Грегори Пирс.
Однако фильмы Пелешяна трудно увидеть. Их представляют в ретроспективах кинофестивалей, но по телевидению показывают редко, а на большом экране – практически никогда. Режиссер, которого называют классиком, почти неизвестен в своей стране…
Вечер ведёт киновед Ирина Николаевна Гращенкова.