Это лекция для желающих получить углубленное представление, как можно видеть и понимать архитектурные произведения. Мы привыкли иметь дело с материальной составляющей архитектурного образа. Стены, перекрытия, украшения на стенах (то есть архитектурный декор) – вот то, на чем в первую очередь останавливается глаз. Между тем, историки искусства и сами архитекторы давно разделяют две категории: во-первых, «массу», то есть всё то, что перечислено выше; во-вторых, – пространство, «пустоту» как внутри постройки, так и вокруг нее, обладающую собственной художественной выразительностью. Пространство в здании и пространство вокруг него могут жить собственной жизнью: стоять неподвижно или плавно перетекать из зала в зал, устремляться вперед или взлетать по своды, вращаться на месте или растекаться между колонн. Различаются и другие категории «чистой» формы, не зависящие от смыслов, которыми их могли наделить создатели здания. На лекции будет рассказано о том, как их классифицировал знаменитый швейцарский искусствовед Генрих Вёльфлин, автор знаменитой теории парных оппозиций: линейности и живописности; плоскостности и глубинности; замкнутой и открытой формы; множественности и единства; ясности и неясности.