До XX в. триада «жизнь-смерть-бессмертие» продолжала неизменно фигурировать в философских сочинениях, в целом фундируясь в метафизической плоскости. Однако в 1927 г. с выходом книги Мартина Хайдеггера «Бытие и время» вектор дискуссий о смерти и ее смежных «областях» меняет свое направление. Кроме того, третий член парадигмы, т. е. бессмертие, больше не уравновешивает конструкцию – она становится безоговорочно танатоцентричной.
Избрав для своего анализа смерти феноменологический подход, Хайдеггер придает ей статус возможности, обосновывая который, немецкий мыслитель постулирует: смерть является не столько переправой, пределом существования или поствитальным состоянием, сколько элементом самой жизни, т. е. экзистенциалом. На базе этого тезиса конституируется объяснение бытия-к-смерти, как особого – аутентичного – модуса Dasein, безусловно, не имеющего ничего общего с суицидальными настроениями.
Т. о., наша первая лекция будет посвящена разбору смерти как возможности и описанию концепции Хайдеггера бытия-к-смерти, которая противопоставляется ситуации забвения смерти и ее десоциализации.