Существуют устойчивые представления о том, что монотеистический иудаизм отрицает колдовство и магию, что евреи никогда не стремились обратить другие народы в свою веру, и что «фарисей» — это ханжа и лицемер.
ПРОГРАММА
18 февраля (ПН), 20.00 Еврейская магия и колдуны в эпоху Второго Храма
Как это ни удивительно, но в
19 февраля (ВТ), 20.00 Кем были фарисеи и в чем из значение?
На вторую часть вопроса «Кем были фарисеи и в чем их значение?» легко ответить. В контексте изучения истории и культуры западной цивилизации в целом, и еврейской истории в частности, фарисеи важны, прежде всего, потому что именно они заложили основы раввинистического иудаизма, — того самого, который стал нормативным в период поздней античности, и продолжает оставаться таковым и по сей день. Кроме этого, вторая по величине личность ранней христианской истории, Савл Тарсийский (он же апостол Павел) изначально был фарисеем, что, несомненно, повлияло на его собственное религиозное мировоззрение, а, следовательно, и на дальнейшее развитие христианской (т. е., европейской) мысли. Наконец, в Евангелиях они предстают в качестве главных религиозных оппонентов Иисуса, и описаны в нелестных тонах — несмотря на то, что, по всей видимости, Иисус был намного более близок к фарисеям, чем ко всем другим течениям современного ему иудаизма. Именно его близость к фарисеям, по всей видимости, и является причиной его постоянных споров с ними. Благодаря Евангелиям, в христианской теологии образ “фарисея” довольно быстро стал символизировать весь иудаизм, а само слово “фарисей” в большинстве европейских языков превратилось в синоним “ханжи”, “буквоеда”, “лицемера” и “мракобеса”. На семинаре мы прежде всего попытаемся ответить на первую часть поставленного выше вопроса.
20 февраля (СР), 20.00 Был ли древний иудаизм миссионерской религией?
В отличие от христианства и ислама, классический иудаизм, как правило, не считается миссионерской религией. Иудеи готовы принять в свои ряды отдельных неевреев, желающих присоединиться к еврейскому народу и жить по законам Торы, но активным прозелитизмом они занимаются крайне редко. В отличие от христианской и исламской традиций, раввинистический иудаизм не считает, что он является единственно правильным путем для всего человечества. Но было ли так всегда? Как известно, на протяжении своей истории религиозные системы претерпевают разнообразные изменения и трансформации, и позиция верующих по отношению к тем или иным вопросам зачастую кардинально меняется. В рамках этой лекции мы попытаемся продемонстрировать, что немало древних источников свидетельствуют о том, что иудаизм