Участники лаборатории «Япония в предметax. От хаоса к гармонии» исследуют ключевые понятия японской культуры через призму театра и работы с предметами. Каждое занятие — это шаг от знакомства с материалом к созданию небольшого этюда (минималистичной, но наполненной смыслами театральной зарисовки). Здесь можно будет получить новый художественно-артистический опыт и потренировать глубокий, осмысленный взгляд на окружающий мир.
Цель занятия — понять концепцию «ма» (пауза, промежуток, негативное пространство) и научиться использовать паузы и расположение предметов в пространстве для создания напряжения и смысла.
План занятия:
1. Разминка (15 мин): танец с партнёром-предметом. Участники изучают движение предмета (например, веера или палки) и своего тела, создавая «партнёрство». Акцент на энергии, плавности.
2. Теоретический блок (15 мин): что такое «ма»? Примеры в живописи (свитки с обширными пустотами), музыке (паузы), театре Но, садах, интерьерах. Обсуждение тишины как полноценного участника действия.
3. Упражнение «Звук и тишина» (20 мин). Участники с закрытыми глазами слушают японскую музыку (кото или сякухати), отмечая, где звук, а где — тишина. После — обмен ощущениями.
4. Упражнение «Расстановка камней» (30 мин). Группа делится на команды. Каждая получает набор из 5-7 камней и натуральные объекты. Задача: создать в пространстве «сухой сад» (каресансуй), рассказывающий историю через расположение объектов и пустоту между ними. Другие команды пытаются «прочитать» историю.
5. Этюд «Диалог через паузу» (20 мин). В парах разыграть сценку с предметами (например, чайная церемония), где главным действующим лицом становится не действие, а пауза между действиями.
Мероприятие проходит в рамках проекта «(Немые) свидетели памяти» (Резиденция Театра предмета в Некрасовке).