В это воскресенье, 6 февраля в рамках социал-демократического кино-клуба состоится показа фильма Микеланджело Антониони,
Затмение
Страна: Италия, Франция
Год: 1962
Режиссер: Микеланджело Антониони
Сценарий: Микеланджело Антониони, Оттиерро Оттиери, Тонино Гуэрра, Элио Бартолини
В ролях: Ален Делон, Моника Витти, Франсиско Рабаль, Луис Сигнер, Лилла Бригноре, Розанна Рори, Мирелла Риччиарди, Сирус Элиас и др.
Продолжительность: 125 мин.
"Затмение" - это фильм, который завершает так называемую "трилогию отчуждения". Антониони преломляет психологический мир героев через призму философии экзистенциализма. Переживания героев, их личная драмма разворачивается на фоне социально-экономических потрясений. Побочные мотивы и эпизодические вставки также зачастую заостряют внимание зрителя на внутренних противоречиях окружающего социума, на противоречии внутреннего мироощущения и навеянного извне мировосприятия. Герои фильмов Антониони, как правило, принадлежат к верхушке среднего класса. Режиссёр объяснял предпочтение этой социальной среды тем, что, помести он героев в «пролетарские» условия, стеснённые материальные обстоятельства воспринимались бы зрителем как причина их эмоционально-психологических проблем. При всей своей "камерности", психологичности, трилогия затрагивает настолько глубокие пласты человеческого существования, что её актуальность в социальном плане мало у кого вызовет сомнение. Самого режиссёра раздражало, когда критики восхваляли «поэтичную» образность его фильмов и ругали «полное изъянов» повествование. Его часто упрекали в аполитичности, обвинение, которое он также отвергал. В очерке «Дорогой Антониони» французский философ Ролан Барт защищает режиссёра от этих упрёков, ведь попадающие в объектив его кинокамеры предметы начинают «трепетать наперекор всем догмам».
Как только значение застывает и навязывается, как только оно теряет свои нюансы, оно превращается в инструмент в руках властей. Выходит, делать значение более тонким, более неуловимым — это деятельность политическая, как, впрочем, и всякие усилия по подрыву, по изматыванию, по разрушению фанатизма готовых смыслов.
Следует отметить, что Антониони в самый разгар "культурной революции" посетил маоистский Китай, чтобы снять трёхчасовой документальный фильм о происходящих там событиях. То есть, это был человек, не настолько далёкий от политической жизни современного ему мира, как может показаться на первый взгляд.
Несмотря на всё сказанное выше, "Затмение" - это психологическая драмма, то есть - фильм, отражающий, скорее, внутренние переживания человека.