Мировая литература полна игры в отражения: герои смотрели в зеркала, авторы смотрелись в своих персонажей, прошлое и грядущее. Обломов Гончарова был темной стороной лесковского Левши, а Гамлет копировал Дон-Кихота, будучи ни в чем на него не похожим. Сэлинджер видел в зеркале Стивена Кинга, а Лев Толстой — стоящую у кирпичной стены Анну Ахматову.
Тексты, как и мир, пронизаны тончайшими связями, и в лекциях «Книга отражений» мы посмотримся в зеркала, заботливо расставленные на пути пытливого читателя.
Исаак Бабель, Юрий Олеша, Михаил Зощенко, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров, не став в первый ряд советской прозы, не эмигрировав, не превратившись в официальных авторов и неофициальных кумиров, основали собственную традицию. Она подарила 70-м два самых известных романа, а советских школьников обеспечила романами и рассказами, в которых было слишком много взрослого. Кто, в ком и зачем отражался так долго?