«Японский ар деко – оксюморон», — так начинается одна из статей Кена Джонсона в «Нью-Йорк таймс» о выставке, посвященной развитию стиля ар деко в стране Восходящего солнца в 1920-1940-е года. Действительно, для многих словосочетание «японский ар деко» кажется если не странным, то весьма неожиданным, поскольку эта страница истории культуры пока полна белых пятен.
Как когда-то в 1965 году Ивонна Брунхаммер, директор Музея декоративных искусств, готовя новую экспозицию, посвященную сорокалетию парижской выставки 1925 года, обратила внимание на работы французских художников, выполненных в единой манере, и дала определение новому европейскому стилю – ар деко, так в 2012 году Кенделл Браун — профессор, куратор выставочных проектов и образовательных программ в музее Pacific Asia — организовал выставку «Японский ар деко». На выставке, которая за семь лет (2012-2017) объездила всю Америку и сейчас идет в музее Hillwood, представлены самые разные предметы в стиле ар деко – от кимоно и цветной литографии до керамики, мебели и мелкой пластики. Основанием выставки стала одна из крупнейших коллекций японского ар деко Роберта и Мэри Левенсон.
На лекции мы поговорим об инициативе Кенделла Брауна и коллекции четы Левенсон; о том, почему японский ар деко развивался в иных временных границах, чем европейский; об особенностях вестернизации японской культуры; об эстетике и моде MoGa и MoBo; о том, какие изменения претерпел национальный костюм в 1920-1940-е; о техниках росписи тканей Tegaki Yuzen и Kata Yuzen; в чем особенность лака урущи/уруси и проектах Сейдзо Сугавара, а также его знаменитых учеников — Катцу Хаманака, Эйлин Грей, Жана Дюнана; etc.