Лекция "Мозг, потребности, эмоции" курса "Мозг и потребности"
Лекция посвящена тем биологическим потребностям, которые пока еще не подвергались специальному рассмотрению.
Мы начнем с груминга (ухода за телом) и его коммуникативной функции;
затем обсудим «программы лени» — экономии сил; поговорим о значимости игрового поведения – в том числе с точки зрения философа Йохана Хейзинги; более детально остановимся на радости движений (от бега и прыжков до формирования сложных моторных навыков) и потребности в свободе. Понятие «рефлекса свободы» академик И.П. Павлов ввел еще сто лет назад, подчеркнув значимость этого феномена в жизни человека и всех высокоразвитых животных.
Во второй части лекции будет дан обзор «нейрохимии положительных и отрицательных эмоций».
Мы кратко рассмотрим вещества-медиаторы, выделяемые нейронами в те моменты, когда потребность удается либо не удается удовлетворить. Действие таких молекул является основой процессов обучения (формирования долговременной памяти). Кроме того, исследование "медиаторов удовольствия"чрезвычайно значимо для понимания механизмов наркотической зависимости.
Лектор: Дубынин Вячеслав Альбертович, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ.