Слово «аскеза» имеет древнегреческое происхождение. Само это понятие возникло задолго до зарождения христианской культуры: уже в пифагорейских общинах VI-V вв. до Н.Э. были в ходу особые техники самосовершенствования, развивающие интеллект и укрепляющие самообладание адептов. Хорошо известна была аскеза и в эллинистическую эпоху: аскетические практики играли весомую роль в философских школах киников и стоиков. Впрочем, только в христианстве аскеза получила самостоятельное значение, превратившись из вспомогательной практики в особое отношение к миру, утверждающие в качестве основной цели человеческой жизни — Спасение.
Эту встречу мы посвятим средневековым техникам аскезы. В ходе беседы мы рассмотрим, как античное требование заботы о себе, сформулированное уже Сократом, трансформировалось у римских стоиков в целую «культуру себя», а в дальнейшем, обогатившись восточными психотехниками, получило развитие в христианской аскезе. Проследим, как индивидуальные проекты Спасения, практикуемые первыми анахоретами, легли в основу организации монашеских орденов.