В середине 19 века Европа вступает в период общественного и эстетического кризиса. Само массовое сознание начинает неуклонно меняться, постепенно перетекая в сознание человека 20 века. Разрешается религиозная картина мира, усиливается вера в науку и технический прогресс, которые, по сути, подменяют собой духовную культуру и веру в Бога. Параллельно возникает философия иррационализма, Фридрих Ницше провозгласил свой знаменитый лозунг «Бог умер», и вслед за ним умерла ренессансная модель человека. Идея театра, как преодоления «человеческого, слишком человеческого», искусства, оправдывающего земное существование проходит через весь этот непростой, разноликий период. Эта концепция могла быть раскрыта только с помощью законов нового, режиссерского театра. Опыт Мейнингенского театра открыл дорогу бесконечным поискам, крупнейшим режиссерам уже 20 века.