С древнейших времён многие мыслители считали самосознание ключевой особенностью человека, отличающей его от прочих живых существ. Чудесное и загадочное по своей сути, сознание всегда обладало для человека преимуществом самоочевидности, позволяя констатировать всякое переживание или мысль в кристальной чистоте Cogito. И, несмотря на серьёзный кризис классической рациональности, с которым европейская культура столкнулась на рубеже XIX и XX веков, сознание осталось одним из наиболее популярных предметов философского осмысления.
В этот раз мы рассмотрим феноменологический взгляд на проблему человека, представленный в философии Эдмунда Гуссерля и его последователей – Мориса Мерло-Понти и Эммануэля Левинаса. Разберёмся в гуссерлевском понятии интенциональности, обсудим метод феноменологической редукции, поговорим о проблемах интерсубъективности, затронем феноменологию тела Мерло-Понти.
Материалом для нас послужат:
- Гуссерль, Эдмунд. Картезианские размышления. СПб. : Наука : Ювента, 1998.
- Левинас, Эммануэль. Время и другой ; Гуманизм другого человека. СПб. : Высш. религ.-филос. шк., 1998.
- Мерло-Понти, Морис. Око и дух. М. : Искусство, 1992.