Начав с организаций выставочных проектов, в которых на единой площадке демонстрировались работы европейских живописцев и русских художников, Дягилев показал, что художественное творчество не имеет границ, и единственный критерий, которым он руководствовался – талант его участников. Именно эта особенность его натуры – умение увидеть возможности человека и дать им пространство для реализации — позволила создать несколько блистательных творческих объединений — «Мир искусства» и «Русские сезоны».
На лекции речь пойдет не только о личности и творческом пути Сергея Дягилева, но и о том, почему А.П.Чехов считал, что Дягилев – единственный, кто должен редактировать журнал «Мир искусства»; в чем особенности художественного метода «типичных» мирискусников и какие работы «старших» и «младших» мирискусников вошли в обиход массового искусства; кто из русских и европейских композиторов и художников сотрудничали с «Русскими сезонами»; какие постановки были встречены овациями, а какие стали провалом; какова судьба Вацлава Нижинского, Джоржа Баланчина и Сергея Лифаря, Татьяны Карсавиной и Анны Павловой; почему Джорж Баланчин стал классиком американского балета, а Серж Лифарь возглавил балетную труппу парижской оперы; почему в Сен-Дени почитатели Дягилева оставляют у мемориала цветы и пуанты.