Накануне эпохи Возрождения вся Европа от Англии до Сицилии, от Богемии до Каталонии, от Неаполя до Парижа говорила на одном художественном языке. Поздняя готика, или готика интернациональная, переживала свою «осеннюю фазу». Старые мастера создавали свои живописные, скульптурные и архитектурные произведения для самых блестящих дворов Европы. Но искусство, замкнутое в рамках поздней готики, оторванное от жизни и скрытое во дворцах, было непонятно представителям нового социального класса: купцам, банкирам, ремесленникам. Они задыхались в атмосфере церковной аскезы, смирения и желали перемен. И эти перемены начнутся в первые десятилетия XV века во Флоренции, в городе, где на тот момент существовали все условия для развития.
Флоренция того времени была центром торговли и ремесел, здесь без конца циркулировали люди, идеи, товары и концентрировались деньги и энергия. Очень скоро художники, скульпторы и архитекторы при поддержке банкиров, гильдий купцов и ремесленников начнут развивать новое искусство, которое позже назовут Возрождением. И первыми станут архитектор Филиппо Брунеллески, скульптор Донателло и художник Мазаччо. Каждый из них изменит искусство кардинальным образом, все трое войдут в историю как основатели Возрождения.