«Тихий революционер» Эдуард Мане «изобретает» картину-объект, которая прокладывает путь абстрактной живописи, освобожденной от самого изображения. Поиски Клода Моне ведут к попыткам передать «мгновенность», отказу от черного и новому способу работы с красками на холсте.
Начиная с открытия Брунелески и Альберти прямой перспективы живопись стремится скрыть факт двумерности полотна, а выбор способа освещения картины определяет для зрителя некоторое идеальное место, «с которого только можно и нужно было разглядывать картину». Задачей живописца на несколько столетий становится искусство иллюзии, пока не приходит Мане, чтобы повторно ввести «материальность холста в изображаемое».
Клода Моне тоже не интересует глубина пространства и живописная пластика, его привлекает красочная мозаика, которую создают украшения на платьях, цветы на лугу, листья, пронизанные солнечным светом. Господствующие мотивы его картин – это вибрация света и создание нарядных красочных панно.
Работы обоих мастеров становятся поворотным пунктом в истории европейской живописи. Они экспериментируют и меняют свой стиль, постоянно находясь в поиске новых решений, открывая дорогу всей живописи XX столетия.