20 апреля (суббота) в 16:00 центр "Архэ" приглашает на лекцию
Создание партии «Народная Воля» (1860-1879)
курса П.В. Рябова
«История политических партий в России (1879-1929 гг.)»
Кто такие «шестидесятники» и чем они отличаются от «людей сороковых годов»? Почему кругу «Современника» было трудно найти общий язык с Герценом? Как возникла и исчезла первая «Земля и Воля»? Какую роль в эту эпоху играли феминизм и борьба за женскую эмансипацию? Как идеи Чернышевского, Добролюбова и Писарева сформировали идеалы «шестидесятников»? Что такое «писаревщина», и почему художественно несовершенный роман «Что делать?» стал Библией для трёх поколений? Что такое «нигилизм» (его этика, ценности, повседневные практики), запоздалое русское Просвещение, и как начала формироваться «Подпольная Россия»? Какую роль в становлении революционного движения сыграли: польское восстание, выстрел Каракозова, кооперативные мастерские и коммуны, студенческие демонстрации? Кто такие первые русские анархисты — прудонисты, и чему учил роман «Отщепенцы»? С кем расправилась «Народная расправа»? Что такое «нечаевщина» и можно ли считать её эксцессом или магистральной линией революционного движения?Михаил Бакунин, Пётр Лавров и Николай Михайловский: вот те три человека, которые, продолжая эстафету Герцена (и часто полемизируя между собой) сформировали лицо русского революционного народничества: ведущей общественной и духовной силы в России второй половины XIX века, став образцами и «повелителями дум» революционной молодёжи. Бакунинское бунтарство и воинственный антиэтатизм, лавровское просветительство, ригоризм, теория «критически мыслящих личностей» и «долга интеллигенции перед народом», призывы Михайловского к «героизации толпы» и «борьбе за индивидуальность»: вот основные компоненты революционного народничества. Также станет понятно, почему традиционное причисление Петра Ткачёва к сонму «теоретиков народничества» является лишь вошедшим в привычку (и в учебники) недоразумением. Чем герои семидесятых годов отличаются от «нигилистов-шестидесятников» как культурный тип? Что «чайковцы» вынесли из опыта «нечаевского дела» и что внесли в революционное движение? Чем было «хождение в народ»? Потерпело ли оно крах? Какую роль в движении сыграли кружки «долгушинцев» и «москвичей»? Чем прославились «Процесс пятидесяти» и «Процесс 193-ёх»? Какую идейную, этическую и тактическую эволюцию проделали революционные народники на протяжении 1872-1878 годов? Как начал зарождаться революционный террор в России: начавшись с убийства провокаторов, сопротивления при аресте и попыток освобождения товарищей и заканчивая идеей цареубийства? Чем были важны выстрел Засулич в Трепова (и суд над нею), убийство шефа жандармов Мезенцева Сергеем Кравчинским и, наконец, покушение Соловьёва на императора? Каковы были программа и тактика второй «Земли и Воли», её деятельность и причины распада? О чём спорили на Липецком и Воронежском съездах «деревенщики» и «политики»? И как в итоге этих ожесточённых споров возникли «Чёрный Передел» и «Народня Воля»?
Лектор: Рябов Петр Владимирович — кандидат философских наук, доцент кафедры философии МПГУ, историк, философ, публицист, исследователь истории и философии анархизма и экзистенциализма.