Лекция «Критическая философия» Иммануила Канта: часть четвёртая. Критика практического разума. «Что я должен делать?» курса «История философии Нового Времени (XVII — первая треть XIX века): от Фрэнсиса Бэкона до Георга Гегеля
«Как возможна нравственность?» Над этим кантовским вопросом мы сегодня размышляем на этой лекции. Что такое категорический императив и «этическое доказательство бытия Бога»? Какие две вещи восхищали Канта тем больше, чем больше он о них размышлял? Что означает примат практического разума над теоретическим и автономия (а не гетерономия!) морали? В чём различие легальных и моральных поступков? Как Кант разрешал старый спор стоиков и эпикурейцев о том, что является основой нравственности — долг или наслаждение? За что друг и почитатель Канта Шиллер посмеивался над ним в эпиграмме? В чём великая сила и правда этики Канта, и за что её критиковали? И самое главное: почему, хотя свобода недоказуема, без свободы невозможна нравственность? Поэтому, не умея теоретически обосновать свободу, мы практически исходим из неё и утверждаем её реальность каждым своим поступком. И потому: в чём двойственность и противоречивость природы человека?
Рябов Петр Владимирович — кандидат философских наук, доцент кафедры философии МПГУ, историк, философ, публицист, исследователь истории и философии анархизма и экзистенциализма.