Лекция "Философия Просвещения: часть третья. Просветители Франции о религии и церкви. Портреты: Вольтер, Дидро" курса «История философии Нового Времени (XVII — первая треть XIX века): от Фрэнсиса Бэкона до Георга Гегеля
Эпоха Просвещения завершает процесс секуляризации культуры (или, говоря по веберовски: «расколдовывания мира»), начатый Ренессансом за четыре столетия до того. А потому темы религии и церкви занимают центральное место в трудах французских просветителей. Кто из них был деистом, а кто атеистом, и почему? Как они объясняли сущность и происхождение религии? Почему отождествляли веру с суеверием? Как относились к вековому спору янсенистов с иезуитами? Какую «гадину» Вольтер решительно призывал «раздавить»? С какими двумя «крайностями» в подходе к религии боролся Вольтер, и какую считал более опасной? Что такое «естественная религия» Просвещения? Также мы немного поговорим о двух вождях французского Просвещения: о Вольтере — воплощении сарказма и остроумия, неистовом полемисте и талантливом литераторе, не без успеха пытавшемся влиять на многих монархов Европы, безусловном лидере общественного мнения и символе вольнодумства; а также о Дидро — лидере «энциклопедистов» и замечательном писателе, рефлексирующем и выносящим на обсуждение неразрешимые вопросы и вопиющие противоречия, заложенные в фундаменте мировоззрения эпохи Просвещения.
Рябов Петpreviewр Владимирович — кандидат философских наук, доцент кафедры философии МПГУ, историк, философ, публицист, исследователь истории и философии анархизма и экзистенциализма.