Лекция "Философия Просвещения: часть четвёртая. Просветители Франции о природе и о познании. Портреты: Кондильяк и Гольбах" курса «История философии Нового Времени (XVII — первая треть XIX века): от Фрэнсиса Бэкона до Георга Гегеля
Хотя онтология, натурфилософия и гносеология отнюдь не были центральными темами философии французского Просвещения (больше ориентированной на общественные проблемы), тем не менее и эти вопросы были затронуты просветителями, стремившимися разрешить их максимально просто и естественно, в духе примитивного материализма и гносеологического оптимизма. Теорией познания прежде всего занимался Кондильяк, а онтологией — Гольбах (с его «Системой природы»). Мы поговорим сегодня о том, как французские просветители предельно упростили эмпиризм Локка и механику Ньютона и «не заметили» философию Юма и Беркли (чересчур сложную и парадоксальную для них). Что такое «здравый смысл» и «механицизм» Просвещения? Как общий редукционизм, определяющий мировоззрение французского Просвещения, преломился в его онтологии, гносеологии и натурфилософии? Как устроена Система Природы по Гольбаху?
Рябов Петp Владимирович — кандидат философских наук, доцент кафедры философии МПГУ, историк, философ, публицист, исследователь истории и философии анархизма и экзистенциализма.