Рубеж XIX — XX веков ознаменован сильнейшим духовным кризисом в России и Европе. Для исканий Серебряного века характерны небывалый всплеск мистицизма, опрокидывание канонов традиционного христианства и вместе с тем мучительное богоискательство, пересмотр моральных ценностей и места человека в мире, переоценка искусства.
Модернизм демонстративно противопоставил себя реалистической литературе. В произведениях 1890 — 1900-х годов беспрецедентно высок интерес к тайному, еретическому, запретному. Художники обращаются к наследию Средневековья, готики, романтизма с его пугающими повествованиями, испытывают влияние европейской литературы второй половины XIX в. (Бодлер, Гюисманс и др.).
Образ Дьявола (черта) становится одним из магнитов в творчестве выдающихся писателей («Огненный ангел» Брюсова, «Мелкий бес» Сологуба, «Сатана» Чулкова, «Царство Зверя» Мережковского, «Дневник Сатаны» Андреева и др.), а также живописцев (Врубель), композиторов (Скрябин)… Каковы причины эстетизации зла декадентами? Чем оно привлекало мастеров Серебряного века и куда вело их? Поиску ответов на эти тревожные вопросы и посвящена лекция.