Если посмотреть на историю музыки в целом, то она четко делится на две неравные части: до Баха и после него. Пожалуй, ни одному композитору не удалось достичь таких высот мастерства и оказать такое влияние на музыкальный мир, как ему. «Не ручьем, а океаном должен он зваться! — воскликнул как-то Бетховен, для которого Иоганн Себастьян был кумиром (игра слов: «Бах» по-немецки означает «ручей»). Между тем, сам композитор жил достаточно скромно, ни разу не покидал пределы Германии (в отличие от Генделя, завоевавшего всеевропейскую славу), а многие современники считали его музыку чересчур ученой, запутанной и скучной (подобные суждения бытуют до сих пор). Почему же потребовалось несколько веков, чтобы по достоинству оценить и понять музыку Баха? Как в этом человеке органично сочетался бюргер, аккуратно ведущий домашнюю бухгалтерию, и религиозный философ, воспринимавший музыку как богослужение? С какой целью Бах применял в музыке всевозможные шифры и загадки? Наконец, как бы композитор отнесся к многочисленным сегодняшним попыткам «осовременить» его музыку?
Он прожил короткую, но невероятно насыщенную жизнь. В 4 года начал играть на клавесине, в 5 — сочинять, в 8 лет написал первую симфонию, а к 10 годам объездил с концертами всю Европу, поражая слушателей феноменальными способностями. Его музыка полна радости и искрится юмором, однако был ли он по-настоящему счастлив? Почему его похоронили в общей могиле для бедняков и кем же был тот таинственный незнакомец, заказавший ему Реквием? По какой причине музыка Моцарта так легка для восприятия и столь же сложна на исполнения? Правда ли, что Моцарт был масоном, и действительно ли ему завидовал Сальери? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить на лекции 21 ноября.
Лектор: Александр Великовский — музыковед, пианист, выпускник Московской консерватории, доцент Российского государственного университета им. А.Н.Косыгина. Кандидат искусствоведения. Многократный участник международных, всероссийских научных конференций. Имеет публикации в ведущих научных изданиях. Регулярно выступает в роли ведущего концертов с художественным словом.