8 июля в 19:00 Наталья Малаховская прочтет лекцию о российском феминизме: поиске исторических корней и влиянии европейской феминистской мысли.
Через две недели после того, как первый феминистский Альманах «Женщина и Россия» вышел в свет в 1979 г. в Ленинграде, начались преследования со стороны властей. Только помощь со стороны французских феминисток (перевод Альманаха на французский язык и многотысячные демонстрации в поддержку советских феминисток) могли предотвратить немедленную расправу над издательницами Альманаха. Летом 1980 г. издательницы были высланы из СССР. И очутились в Вене, откуда одна из них, Наталия Малаховская, была приглашена принять участие во Всемирном Конгрессе женщин, который тогда проходил в Копенгагене.
В выступлении, которое предлагается аудитории, она расскажет о своем участии в Конгрессе, о возникшей там полемике с Западными феминистками и о поиске исторических корней угнетения женщин – о том вопросе, в котором ей помогли разобраться книги немецких исследовательниц матриархата Жозефины Шрайер (Josefina Schreier) и Хайде Гёттнер-Абендрот (Heide Göttner-Abendroth).
Наталья Малаховская – участница диссидентского движения в Ленинграде, одна из издательниц самиздатского феминистского альманаха «Женщина и Россия», писательница и философ, автор книг «Возвращение к Бабе-Яге» (1993), «Наследие Бабы-Яги» (1995/ 2006) и др., соавтор книги «Женский проект: метаморфозы диссидентского феминизма во взглядах молодого поколения России и Австрии» (2011).
После лекции состоится дискуссия с участием С. Ярошенко, А. Митрофановой, И. Юкиной, Т. Барандовой, Т. Егоровой. Цель дискуссии – обсуждение идей (лейтмотивов), которые нашли отражение в первом независимом самиздатском журнале «Женщина и Россия», вышедшем в Ленинграде в августе 1979 г., и которые были развиты в последующих номерах журнала «Мария» (1980—1982 гг.), а также в творчестве Н. Малаховской.
Вопросы, которые выносятся на дискуссию:
- как идеи диссидентского ленинградского феминизма пересекаются с западной феминистской мыслью тогда и сегодня;
- в какой мере диссидентский ленинградский феминизм был «советским» или «антисоветским», «западным» или «восточным»;
- насколько актуальны и востребованы те идеи в современной феминистской среде и текущем феминистском движении в России?