Вопросам взаимоотношений науки и религии традиционно уделялось достаточно много внимания в обществознании, в том числе и отечественном. Существует огромное количество текстов на этот счет и еще большее их количество будет написано. Однако основная их масса касается в основном проблематики «естественнонаучной». Исследованию же взаимодействия, взаимовлияния обществознания и, говоря несколько шире, «человековедения» в целом и религии повезло гораздо меньше.
Основные вопросы лекции:
- Формирование исламской философии и теологии в IX—XII вв.
- Спор о предопределении: джабариты и кадариты.
- Мусульманская спекулятивная теология — Калам. Мутакаллимы: «Следуй одному только разуму». Школы Калама.
- Мутазилиты: утверждение приоритета разума над верой и сотворенности Корана — «Аллах творит только наилучшее». Ханбалитство как традиционалистская реакция на распространение мутазилитской доктрины. Ашаризм как компромиссная точка зрения.
- Суфизм (тасаввуф) — что это такое и когда он возник? Идейно-теоретическая основа суфизма. Суфизм — это ислам? Абу Хамид аль-Газали (1058—1111) и доказательства «праведности» суфизма.
- Религиозно-философские воззрения в шиизме. Основные положения шиитской доктрины власти: имамат как важнейшая космическая сила и эманация вечного божественного света.
- Арабское Возрождение (Нахда): религиозно-философские и теологические воззрения в реформаторском движении ислама. Концепция панисламизма: почему необходимо объединить всех мусульман в рамках единого теократического государства.
- Современное переосмысление духовного наследия ислама.