Диалектика аполонического и дионисийского начал, лежащая, по мысли Ницше, в основе европейской культуры, предполагает строгое разграничение между двумя способами раскрытия Истины – рациональным и экстатическим. Первый можно ассоциировать со светоносным Солнцем, озаряющим мир, представляющим вещи в ясном свете, изгоняющим мглу невежества и предрассудков. Второй – с торжеством древних хтонических сил, обретающих реальность посредством экстатических практик и различных форм контролируемого безумия. Всю историю культуры, вслед за Ницше, можно мыслить как грандиозную драму, в основе которой лежит противоборство Аполона и Диониса, – рационального и иррационального начал. Во фронтовых зонах этого надисторического противостояния зарождаются промежуточные формы мышления, в которых Безумие использует техники Разума, а Разум бросается в пучину зеркальных лабиринтов Безумия. В этих пограничных территориях, достигнув своих пределов, Разум обнаруживает себя безумным, а Безумие обретает черты разумности.
Нашу первую встречу мы посвятим вопросу о соотношении рационального и иррационального в современной культуре. Рассмотрим генезис понимания рациональности в различные эпохи, а также масштабный бунт против диктатуры Разума, ознаменовавший начало Новейшей истории. Обсудим различные способы преодоления диалектики рационального и иррационального, сложившиеся в современной философии. Наметим альтернативные пути решения этой проблемы через культурно-исторические исследования нормативности и индивидуальные практики личного письма.