Мы привыкли воспевать гений Леонардо как величайшего художника-титана эпохи Возрождения, создавшего прекрасный и таинственный образ Джоконды. Ренессансная культура предстает в традиционных искусствоведческих работах, как образец гармонии и светлого гуманизма. Однако, эта эпоха полна противоречий, и все самые яркие представители золотого века искусства, чувствовали растерянность и беспомощность перед лицом грядущего – ведь именно в это время разрушается уютный мир антично-христианского мифа, и грядет эра научного сознания. Это прочитывается в странных рассказах Леонардо, где навязчиво повторяется один и то же сюжет неотвратимости смерти и судьбы в образах паука и виноградной лозы, мыши и ласки, в его практически постмодернистских истолкованиях законов Магомета. Это прослеживается и в эволюции «Тайной вечери», ставшей реформой в переосмыслении библейского сюжета.
Так у Алексея Лосева в описании главного символа Ренессанса «Моны Лизы» мы не найдем восхищения прекрасным идеалом женщины, как у Вазари, а встретим необычные и порой шокирующие описания улыбки Джоконды, как «хищной физиономии с холодными глазами, с отчетливым знанием беспомощности жертвы…». А в психоаналитических исследованиях творчества Леонардо, предпринятых Зигмундом Фрейдом, мы обнаружим необычные символы, указывающие на специфические особенности личности итальянского гения.
Лектор — Олеся Строева — кандидат философских наук, ученое звание доцента, должность — профессор кафедры теории и истории культуры, Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, художник, режиссер.