В Новое время символизм претерпевает упадок и закат, поскольку разрушается мировоззрение, построенное на антично-христианском мифе. Художники все еще обращаются к традиционным сюжетам древнегреческих легенд и библейских историй, но облики богов, героев, святых все больше похожи на простых парней и девушек с соседней улицы.
Психоаналитики называют эту стадию в личном развитии «убийством архитепических родителей», то же самое происходило и на уровне культуры. В драматических натуралистичных ракурсах Караваджо трудно узнать благородного Давида, скорее перед нами хладнокровный юный убийца, только что отрезавший голову Голиафу.
Узнается ли привычная библейская героиня Юдифь, во всем театральном жизнеподобии отсекающую голову своему врагу и отпрянувшую от фонтана крови? А что скажут о пышнотелой блондинке Рубенса, со всей страстью припадающей к ногам Христа? А три античные грации, нарушающие все древнегреческие и ренессансные каноны, изображенные фламандцем во всей полноте женской чувственности?