Неустойчивый эмоциональный фон в Европе между двумя мировыми войнами самым решительным образом сказался на формировании еще одной влиятельной танатологической теории, принадлежащей французскому философу-сумасброду Жоржу Батаю. В своих исследованиях интересующего и нас вопроса он пошел гораздо дальше Хайдеггера, чей голос звучал в нейтральном, среднем, регистре, не срываясь, как у Батая, на экзальтированный фальцет. Как и автор «Бытия и времени» основатель тайного общества «Ацефал» признавал за смертью статус экзистенциала, однако, в отличие от немецкого коллеги, не ограничился описанием функций смерти и общими «рекомендациями» по поводу аутентичного модуса существования. Батай выдвигает радикальный принцип бытия-в-смерти, осуществляемый в порядке растраты и жертвоприношения, которые, однако, в интерпретации философа обрастают исключительно положительными коннотациями. Кроме того, образ смерти, несущей свет жизни, Батай обволакивает декадентски причудливым покрывалом неистового, насильствующего эротизма, явившегося, по мнению мыслителя, наряду с восприятием смерти, благодатной почвой для очеловечения «по-звериному мохнатого неандертальца».
Т. о., в ходе второй лекции мы попытаемся установить, с чем связано формирование подобного эксцентрического понимания смерти и какую трактовку эти идеи получают в наше время.
Если вы не успеваете посетить лекцию лично, вы можете посмотреть онлайн-трансляцию на сайте http://punktum.club/online/. Стоимость онлайн-трансляции 300 р., запись трансляции будет доступна для просмотра еще в течение месяца