Если в философии Платона центральное место занимает тема идеи, то у Аристотеля – это субстанция. Субстанция есть индивидуум, «вот эта, а не иная», вещь. Во-многом, субстанция – продукт критики платоновской концепции идей, которую Аристотель предпринял, еще будучи студентом Академии.
Одна из важнейших функций идеи – служить общим по отношению к частному – становится в логике Аристотеля функцией категорий рода и вида, которые занимают вторичное положение по отношению к уникальной, единичной вещи – «этому человеку по имени Каллий, этой собаке, этой лошади», сказываясь о его происхождении.
Опираясь на трактаты «Метафизика», «Физика», «Категории» и «О душе», слушатели проанализируют понятия цели, категории, акциденции, энергии, энтелехии и концепцию четырех причин в их отношении к конструированию субстанции – конкретного самодовлеющего бытия.