Система трансцендентального идеализма – это центральный труд Шеллинга, знаменующий расцвет его философского творчества и восхождение концепции интеллектуального созерцания. В ней Шеллинг связывает воедино концептуальные наработки «Идей к философии природы» и «Писем о догматизме и критицизме». По аналогии с природой, переосмысленной Шеллингом через понятие организма (описывающим самостоятельное живое сущее) и ставшей в начале 1800-х годов опорной точкой для интеллектуального созерцания, в «Системе трансцендентального идеализма» Шеллинг переосмысляет понятие «Я» (Интеллигенции). «Я» (Интеллигенция) – это тождественный самому себе субъект мысли, определяющийся неизменной прообразной формой (мифом и традицией), непрерывно воспроизводящий сам себя в истории. В отличие от философии Канта, где прообраз остается трансцендентным по отношению к рассудку, включая в себя возможность полного видоизменения связанной с ним системы представлений, у Шеллинга прообраз «Я» всецело имманентен самому «Я», он есть его неизменная внутренняя форма, претерпевающая в истории исключительно обновляющие модификации.
В лекции слушатели обсудят понятие интеллектуального созерцания, объединяющее «Я» и Природу, а также проблему исторического целого в связи с логикой самосознания и шеллинговской картиной трех философских эпох.