Проявление безобразного в искусстве в разные эпохи развития культуры существовало как антитеза прекрасному. Греки заложили основание представления о классическом искусстве как о проявлении прекрасного идеала — совершенного пропорционального тела.
Христианское искусство углубило понимание прекрасного, как духовного начала, противопоставляя ему начало животное плотское, так оформился образ Дьявола, обрели визуализацию Сатана и его свита.
Этот смешанный антично-христианский архетип настолько глубоко укоренился в нашем сознании, что гиперреалистическое воплощение конкретной телесности в скульптуре подчас вызывает у нас шок. Однако современное искусство, начиная еще со времен модернистов, нарочито стремится к визуализации «повседневного безобразного». А путь трансформации образа Дьявола привел к его полному очеловечиванию.
Олеся Строева — кандидат философских наук, ученое звание доцента, должность — профессор кафедры теории и истории культуры, Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, художник, режиссер.