В XV веке, после жестокой эпидемии чумы, Смерть становится самым популярным персонажем искусства и выступает в роли триумфатора, повелевающего человеческими жизнями.
В этот период, на стыке Средневековья и эпохи Возрождения, рождается аллегория «Пляски смерти». «Пляска смерти» (фр. Danse macabre) — сюжет, представляющий процессию Смерти и ее жертв, хороводом или вереницей следующих к своим могилами. Мотив «Плясок смерти» стал впоследствии одним из самых распространенных макабрических сюжетов мирового искусства.На лекции мы проследим за развитием темы «Плясок смерти» в разных видах искусства. Мы узнаем, как «Пляски смерти» связали Ганса Гольбейна, Фауста и Шостаковича, и увидим, откуда черпал вдохновение режиссер Ингмар Бергман при создании «Седьмой печати». Мы разгадаем, почему Мусоргский так любил музыкальную интерпретацию «Плясок» Ференца Листа и категорически отвергал одноименную симфоническую поэму Камиля Сен-Санса. Мы выясним, как связаны Иеронимус Босх, Данте и Франсуа Вийон, но главное — увидим трансформацию «Плясок смерти» на протяжении восьми веков и заметим различие интерпретаций одного сюжета в немецкой, российской и французской культурах.