«Конечно, есть и другие средства найти себя, — прийти в себя из того оглушения, в котором обычно живешь, точно в темной туче; но я не знаю лучшего средства, чем оглянуться на своих воспитателей и руководителей. И я хочу помянуть сегодня одного наставника и дрессировщика, которым я могу похвалиться, — Артура Шопенгауэра...» - писал Фридрих Ницше в своей работе «Несвоевременные размышления: Шопенгауэр как воспитатель». Действительно, тема преемственности и воспитания мысли - как формальной, так и содержательной - является важной для философии в ее теории и практике. Что значит «научить философии»? Как выбрать себе наставника на пути следования философской рефлексии и нужно ли так делать? Мы попробуем ответить на актуальные вопросы современности - об учителе и ученике, об их сложных взаимоотношениях и разрывах через призму истории о двух великих философах XIX века.