В 90-ые годы художник А. Панкин обратился к абстрактному формообразованию. Основой произведений стал геометрический и пропорциональный анализ супрематических композиций Казимира Малевича, а также произведений других художников. По программе «Малевич и визуальное мышление» осуществил несколько выставочных проектов. Они стали своеобразным диалогом художника с искусством русского авангарда 20-ых годов.
Исследовательский опыт дал толчок реализации в пространстве искусства математических объектов («метаабстракция»). Числовые ряды, иррациональные и трансцендентные числа, научные представления и идеи стали импульсом для формирования художественной формы. В это же время появляется устойчивая тенденция создания гармоничных, уравновешенных композиций, комфортных для восприятия зрителем.
Творчество Александра Панкина последних лет направлено в пограничные с наукой зоны и обращено к интеллектуальным формам духовности.