Задайтесь вопросом: с каким чувством большинство посетителей на выставках и в музеях современного искусства перемещается от экспоната к экспонату? Они видят то перевернутый писсуар, то груду кирпичей, неубранную постель или акулу в формалине. Что это – розыгрыш? Бессовестная издевка? Грандиозная афера столетия?
Английский философ Роджер Скрутон сравнивает искусство с юмором. Искусством или шуткой может быть все, что угодно, если кто-то их таковыми считает. И шутка, и художественное произведение являются артефактами, созданными с определенной целью, но случается так, что целей своих они не достигают, отчего мы имеем множество плоских шуток и массу бездарных произведений. Случается, что и шутка и произведение оскорбляют публику, если порождены «дурным вкусом». Впрочем, кому-то дурной вкус вполне импонирует, а самый громкий хохот вызывается, как ни крути, именно «казарменным» юмором. Наконец, шутка хороша свежестью, оригинальностью, ее можно повторить от силы пару раз, после чего она утрачивает свои увеселительные свойства. А как обстоит дело с искусством? Наши интуитивные представления о нем неразрывно связаны с понятием прекрасного. Но программа отрицания красоты в современном искусстве для многих является свидетельством того, что последнее — лишь подделка, дурной анекдот, рассказанный с пресерьезной знаточеской миной. Однако так ли это? Данный вопрос не имеет прямого, однозначного и простого ответа. В нашей лекции мы исследуем теоретические и исторические основы, на которых держится эфемерно-прихотливое здание современного искусства, а также подойдем критически к таким, на первый взгляд, очевидным, бытовым понятиям, как «красивое» и «прекрасное».
Преподаватель. Анна Волчанская – преподаватель Высшей Школы Экономики, автор курсов «Визуальная культура: понятия, контексты, практики» и «Эстетика прекрасного и чудовищного в европейской литературе, изобразительном искусстве и массовой культуре». В 2011 году на факультете Образования Кембриджского университета защитила магистерскую диссертацию, посвященную репрезентации иноязычных культур в образовательном процессе. Также изучала историю искусства в Утрехтском университете и Свободном Университете Берлина.