Сетевой проект, посвященный 100-летию Первой мировой войны
/печатная графика, документы, объекты, инсталляции/
К широко отмечаемому 100-летию Первой мировой войны в галереях «Беляево» и «На Каширке» открывается экспозиция, предлагающая обратиться к событиям этого жесточайшего периода в истории человечества и рассмотреть их как в хроникальной феноменальности, так и с точки зрения социокультурных сдвигов и сломов, образовавших радикальный историко-культурный контекст. Первая мировая война определила не только драматические и трагические конфликты в новейшей мировой истории, но и ознаменовала календарный рубеж, открывший принципиально новое состояние всей европейской цивилизации. Ее катастрофическая образность приняла характер мистерии, пронизавшей всю культуру двадцатого столетия. Первая мировая война обнажила многослойность нашей реальности, позволив самым глубоким слоям человеческого сознания переместиться в высшие уровни, и сформировать актуальность истории, помноженной на архаику культурной памяти и ее парадоксы.
В основу проекта легли визуально-литературные материалы легендарной книги Александра Солженицына «Красное колесо», на страницах которой исторические свидетельства фиксируются через глубоко личное переживание времени самим автором. «Красное колесо» истории превращается в драматургию всего проекта, оно движется через образы русского авангарда, опираясь на композиции «Мистических образов войны» Н. Гончаровой и коллажные произведения А. Крученых и О. Розановой. Особое место в экспозиции занимает авангардный лубок 1914 года, созданный такими мастерами, как К. Малевич, В. Маяковский, А. Лентулов и М. Ларионов. Его фольклорные формы подчеркивают народную линию в культуре русского авангарда, его откровенные декоративные, орнаментальные и «речевые» конструкции, рождают образы войны в свободных и демократических художественных системах. Авангардный лубок в определенности своих технологий, массовости и доступности не только выявляет формы обновления искусства, но и реализует диалог с традиционной органикой - с народным лубком и культурой плаката. Эти жанры представлены частным собранием Виктора Пензина и коллекцией Государственного музея В.В. Маяковского.
Контекстуальные стратегии 1914-1918 гг. наглядно связываются в проекте с художественными свидетельствами нашего времени, с их усложненной оптикой и концептуальными размышлениями. Экспозиции залов «Беляево» и «На Каширке» завершаются творчеством таких художников, как Леонид Тишков, Хаим Сокол, Сергей Катран, Баграт Аразян, Владимир Смоляр, Алла Урбан, Кира Матиссен, Армен Игитханян, Михаил Волохов и Никита Спиридонов. Их образы не только дополняют выставку своими деталями, уточнениями и идеологией, но и значительно расширяют содержание проекта, позволяя зрителю увидеть непрерывную эволюцию художественной мысли в ее демократических и одновременно драматических формах.