Кофейный семинар задумывается как серия научных встреч на неформальных площадках (в среднем раз в три недели), организуемых с целью совместного обсуждения способов исследования нескольких пересекающихся тематических линий.
Во-первых, это проблема воображения. Воображение играет одну из ключевых ролей во многих областях современной жизни – от создания и восприятия произведений искусства до практик коллективной памяти, от выработки кардинально новых бизнес-стратегий до формирования современных способов жизни в большом городе. Как в таком случае изучать этот неуловимый объект? Как вообще может быть устроено исследование воображения и с какой целью такое исследование могло бы быть предпринято?
Во-вторых, это проблема понимания, которая, в свою очередь, разветвляется на несколько самостоятельных подвопросов. Это уже довольно старые, но до сих пор актуальные вопросы: герменевтическая проблема осмысления человеком воспринятых им смыслов; проблема индивидуальных истолкований текста на фоне общих мест, коллективных предрассудков и пропаганды; наконец, возможности и пределы порождающих способностей письма. Каждый раз заново эти вопросы встают перед любым читателем, зрителем или слушателем – вступают ли они друг с другом в диалог, воспринимают ли художественное произведение, пролистывают ли ленту новостей в социальных сетях, изучают биржевую сводку или расписание поездов. Впрочем, сегодня понимание все чаще «протезируется» машинными алгоритмами – и, возможно, близящееся торжество машин Тьюринга обещает даровать человеку легитимную возможность не понимать?
В-третьих, проблема действительности словесного выражения, слова как: насколько вообще вербальные описания продолжают сохранять статус ведущего медиума науки или, говоря шире, рефлексивного мышления? Несомненно, что социальные и гуманитарные науки в значительной степени зависят от возможностей слова – но каковы пределы этой зависимости и как она изменяется сейчас? Требуется дополнительное усилие, чтобы различить доказательность и убедительность, а различив – соединить их вновь, но уже по-другому.