Фильм Жана Ренуара «Великая иллюзия» часто называют в числе главных антивоенных произведений в истории кино. Режиссер отказался от изображения насилия, военных действий — события Первой мировой переживаются между людьми, замкнутыми в тесном лагере для военнопленных. Ренуар идеалистически показывает их отношения, пытаясь нащупать причины различия между людьми, и вытекающей из них ненависти и вражды. Впрочем, движение фильма не позволяет дать четкий ответ на поставленные режиссером вопросы, и на поверку он оказывается вовсе не однозначным антивоенным высказыванием. «Великая иллюзия» полна предвоенной меланхолии конца 30-х, воспоминаниями Ренуара о пережитой им войне и его почти «прустовскими» размышлениями об ушедшей «прекрасной эпохе», которая тоже была ничем иным, как иллюзией.
После просмотра мы обсудим творчество Жана Ренуара, течение французского «поэтического реализма», попробуем разобраться в устройстве картины, и понять чем она заслужила звание главного пацифистского фильма.