Кинокартина «Солярис» снята Андреем Тарковским в 1972 году. Литературной основой послужил одноименный роман польского фантаста Станислава Лема, который остался недоволен работой режиссера. Писатель ожидал увидеть на экране визуализацию эффектных фантастических образов. Формально жанр фильма и обозначается как фантастика, при этом все жанровые приметы в нем обретают метафорический характер. Кроме того, «Солярис» — это реакция Тарковского на «Космическую одиссею» Стэнли Кубрика — еще одну великую не-фантастическую кинокартину. Однако отмежевание от жанра фантастики влечет за собой вопрос: что такое Солярис? — ведь в фильме обнаруживается зарифмованность между странными порождениями Соляриса (супермозга) и произведениями искусства, созданными человеком: полотнами Брейгеля, «Возвращением блудного сына» Рембрандта, «Фаустом» Гете… В диалогах героев фильма фигурируют имена Толстого, Достоевского, Мартина Лютера… Но как все это связано с проблемой памяти и травмы, также возникающей в фильме? Во всем этом мы попытаемся разобраться в процессе обсуждения.