Ингмар Бергман в своих фильмах часто вспоминает свое детство, обращается к далеким, но навсегда отпечатавшимся в его сердце образам, для того, чтобы проиллюстрировать свою историю еще контрастней. Ведь когда, как не в детстве, человек точно знает, что живет, той, настоящей, подлинной жизнью, знает, что такое Добро, а что Зло, точно знает, что делает нас самыми несчастными на свете, а что – самыми счастливыми. Мировосприятие детства – это радостное погружение в жизнь, ее абсолютное приятие, со всеми спектрами эмоций, красок, умение видеть кромки бытия, чуткость к волшебству и магии.
Таким восприятием проникнуты некоторые фильмы Бергмана, такие, как «Фанни и Александр». Но в них еще видно, как коротко лето, особенно в Швеции. И вслед за этим беззаботным, радостным временем юности, приходит бремя уже взрослых проблем, отчаяние, горечь, познание первых грехов. Этот переход от детства к юности, а от юности – к неумолимо настигающей старости, один из самых болезненных, сакральных, и катастрофических в жизни человека. На смену радостному приятию жизни приходит отравляющая мука старческих размышлений и сожалений. А если речь идет о творческом человеке, художнике, то эти переживания, призраки прошлого, причиняют боль, врезаются в восприятие во сто крат острей.