Приглашаем в Киноклуб Пунктума!
Знаменитый и культовый голландский режиссер Йос Стеллинг, активно сотрудничающий последние годы с русскими актерами (особенно с Сергеем Маковецким), снял в середине 80-х удивительный, будоражащий зрительское воображение фильм — «Иллюзионист». Кинокартин с таким названием много, но только Стеллинг поднимает тему иллюзорности на уровень глобальных обобщений. Яркие особенности режиссерского киноязыка — гротеск, абсурд и буффонада. Стеллинг тяготеет к эстетике немого кино, справедливо полагая кинематограф искусством преимущественно визуальным и избегая, по его же словам, излишней «говорильни».
Меж тем «Иллюзионист» — при всем буйстве красок и цвета — «самый немой» фильм за всю кинокарьеру голландского мастера. Почему в этой странной работе Стеллинга появляются образы цирка и психушки? Почему один из умалишенных кромсает опасной бритвой портрет Зигмунда Фрейда? Почему Йос Стеллинг цитирует кадры из «Фотоувеличения» Микеланджело Антониони?
Будем с пристрастием разбираться в сих деталях на обсуждении фильма.
Лектор — Дмитрий Поздняков — киновед, журналист